Как перевести служебное жилье в собственность?

Содержание

Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

Как перевести служебное жилье в собственность?

Согласно пункту 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизировать служебную жилплощадь нельзя. Проживание на такой жилплощади по закону является временным.

Сотрудник и члены его семьи проживают в служебной квартире на всем протяжении действия трудовых отношений на основании договора найма. Можно приватизировать служебное помещение, если оно передано на баланс городских администраций.

После передачи такие помещения утрачивают статус служебных и предоставляются гражданам на основе договоров социального найма. Приватизация их возможна без всяких условий, поскольку они становятся муниципальными.

Как выкупить комнату у муниципалитета?

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Если помещение находится на балансе организации, то его приватизация зависит исключительно от доброй воли руководителей данной организации. Иногда жилье может быть передано после долгих лет работы на предприятии либо предприятие само заинтересовано снять низколиквидное жилье со своего баланса.

Процедура приватизации служебного жилья несколько длительнее, чем обычного, муниципального, но не особенно сложная. В случае отказа предприятия добровольно передать служебную жилплощадь, можно подать иск в суд. Однако нужно помнить, что выиграть подобное дело без каких-либо зацепок практически невозможно.

Необходимо, чтобы юристы сделали аудит правоустанавливающих и других документов, так как предприятие может оформить их некорректно. При судебном разбирательстве существенную роль могут сыграть незначительные мелочи. Например, может оказаться, что жилплощадь не числится служебной в государственном реестре.

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения «НДВ – супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, необходимо знать, к какому жилищному фонду относится недвижимость. Жилые квартиры, находящиеся в хозяйственном ведении организаций, не подлежат отчуждению, как и помещения специализированного жилищного фонда, в данном случае служебные.

Под «расслужебить» традиционно понимается процесс приватизации наемного жилья для служебных нужд. Такое возможно только для муниципальных квартир, предоставленных работникам организаций на основании договора социального найма.

Если договора соцнайма нет, значит, служебная квартира находится в собственности работодателя – государственной или коммерческой организации.

С государственными предприятиями (например, ГУП) все ясно: квартиры приватизировать невозможно. А вот коммерческая структура может распоряжаться своим имуществом по решению акционеров. Но продажа за символическую цену или дарение фактически невозможны, так как ДКП c занижением стоимости относительно кадастровой будет расцениваться как попытка ухода от налогообложения. Поэтому ООО и другие частные предприятия служебную квартиру работнику могут только продать.

Можно ли приватизировать комнату в общежитии?

Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:

Если дом находится на балансе какого-либо ведомства, а не города, то оформить квартиру в свою собственность не получится, даже если Вы это заслужили. Та же ситуация с общежитиями. Чтобы приватизировать квартиру, необходим договор социального найма. Он должен быть заключен.

Договор социального найма может быть заключен только в доме, который является городским, а не заводским.

Чтобы получить право на договор социального найма на служебную площадь, должны быть выполнены все требования по контракту с работодателем, который предусматривает передачу служебной площади в социальный наем сотрудникам (или это должно быть прописано в законах, регулирующих деятельность этого ведомства).

Если Вы соответствуете требованиям, описанным выше, но вам не дают заключить договор соцнайма, то обращайтесь в суд. Возможно, этот вопрос можно решить там. Есть прецеденты, когда люди добивались перевода дома на баланс города и получали право приватизации.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Если по ведомственному договору Вы владеете имуществом более 10 лет, то имеете право его приватизировать. Но стоит отметить, что многие работодатели, предоставляющие такие квартиры, давно разорены, и их фонды бездействуют. Следовательно, если у Вас нет договора социального найма, а имущество не было передано на баланс города, придется обращаться в суд с заявлением о признании права собственности.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Имеет ли сотрудник ФСИН право на улучшение жилищных условий?

Могу ли я приватизировать муниципальное жилье 1947 года?

Один из членов семьи отказывается от приватизации – что делать?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_rassluzhebit_kvartiru_esli_net_dogovora_sotsnayma/7367

Как перевести в соцнайм и приватизировать служебную квартиру в Москве

Служебная квартира предоставляется специально указанным в законодательстве категориям рабочих и служащих на период их трудовых отношений (дворникам, участковым, депутатам и др.).

Читайте также  Льготное жилье для бюджетников

И служебное жильё, и общежитие — это разновидности государственного или муниципального специализированного жилищного фонда, помещения в котором предоставляются гражданам, не обеспеченным жильём в соответствующем населенном пункте.

Работник может получить служебную квартиру в соответствии с характером своих трудовых отношений с работодателем, а жилое помещение в общежитии предоставляется независимо от характера трудовых отношений.

Служебной может быть только квартира или индивидуальный дом, а предметом договора найма в общежитии может быть и комната, и даже часть комнаты жилой площадью не менее 6 кв. м на человека.

Общежитие — это прежде всего тип заселения жилого дома, специально приспособленного для временного проживания любых сотрудников работодателя.

Подробнее о том, какое жильё является служебным, кому предоставляется и на какой срок см. в нашем видеосюжете.

2. Ограничения специализированного статуса жилья

По общему правилу жилые помещения служебные и в общежитиях не подлежат приватизации, обмену, продаже и другому отчуждению, т.к. не относятся к жилищному фонду социального использования.

Но закон наделяет собственников служебного жилья правом переводить их в социальный найм и разрешать приватизацию.

А переданные в муниципальную собственность здания общежитий автоматически утрачивают статус общежития и со всеми жителями заключаются договоры социального найма с правом приватизации. Подробнее об этом — в нашем материале «Условия признания жилищных прав».

Также Вашему вниманию — видеоконсультация Евгения Боброва о том, как приватизировать служебную квартиру или комнату в общежитии.

3Основания перевода служебной квартиры в соцнайм в Москве

В Москве установлен следующий порядок перевода служебного жилья в социальный или коммерческий найм либо в частную собственность нанимателей.

Договор социального найма заключается с нанимателем (либо членами семьи умершего нанимателя), вселенным в служебное жилое помещение до 1 марта 2005 г. и проработавшим в бюджетных организациях Москвы, России и государственных внебюджетных фондах:

— более 10 лет,

— менее 10 лет при наличии одного из следующих условий: в случае увольнения на пенсию по старости, в связи с ликвидацией органа власти или организации — наймодателя; получения инвалидности I или II групп вследствие трудового увечья или профзаболевания; смерти нанимателя.

С другими нанимателями служебного жилья заключаются только договоры купли-продажи или коммерческого найма.

Договор коммерческого найма заключается с нанимателями, служебное жилое помещение которым было предоставлено в период с 1 марта 2005 г. по 30 октября 2009 г. независимо от срока работы в органе власти или организации — наймодателе.

Договор купли-продажи заключается с гражданами, служебное жильё которым было предоставлено после 30 октября 2009 г. до 1 октября 2016 г. и находится в их пользовании не менее 5 лет (за исключением очередников и нуждающихся в содействии). Выкупить служебное жильё можно до конца 2023 г.

Для нанимателей служебного жилья, получивших его до 30 октября 2009 г., и желающих его выкупить или перевести в соцнайм (при наличии оснований), предусмотрено исключение в сроке проживания.

А именно, для жилищных очередников либо нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, как и для государственных гражданских служащих Москвы, стоящих в очереди на субсидию для приобретения жилья, имеющих на дату подачи заявления трех и более несовершеннолетних детей либо ребенка-инвалида, срок работы у наймодателя сокращается до 5 лет, а срок пользования служебной квартирой — до 2,5 лет.

Для заключения всех видов договоров необходим ордер или решение о предоставлении квартиры именно в качестве служебной, отсутствие задолженности по ЖКУ и судебных разбирательств о праве на квартиру.

Это предусмотрено соответствующими Положениями, утвержденными постановлениями Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП, от 20 октября 2009 г. № 1128-ПП и от 21 сентября 2016 г. № 588-ПП (внимание: постановление № 1128-ПП не было опубликовано и юридически применяться не может).

4. Судебная практика по приватизации служебного жилья

Местные критерии и условия приватизации служебной квартиры должны быть объективными и вытекать из её предназначения и оснований предоставления, стажа работы нанимателя, продолжительности его проживания в этой квартире и перспектив её дальнейшего использования как служебной.

Предсказуемость и обоснованность условий приватизации должна исключать возможные злоупотребления наймодателей, чтобы граждане — наниматели служебной квартиры могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на её приватизацию в случае принятия такого решения наймодателем.

Это правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении от 30 марта 2012 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда.

Наймодатель не вправе отказать в приватизации служебного жилья при наличии у нанимателя другого жилого помещения, поскольку ни ЖК РФ, ни другие федеральные законы не предусматривают таких ограничений.

К этому выводу пришла Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в определении от 23 января 2019 г. по делу № 69-АПГ18-9, признав незаконным ограничительное положение нормативного акта г.Ханты-Мансийск.

Вашему вниманию — подробная судебная практика Верховного Суда РФ о приватизации служебного жилья 2018 — 2020 гг., включая наиболее интересные примеры успешно завершенных нами дел по этой тематике.

Читайте также  Регистрация по месту жительства в муниципальном жилье

МОО «Правозащитная организация «Восход»

              26 февраля 2020 г.

Источник: http://povoshod.ru/news/88910/

Служебное жилье: понятие, правовой статус, порядок предоставления

Вы можете ознакомиться со статьей про служебное житлье также на украинском языке.

В указанной публикации рассмотрим, что такое служебные жилые помещения, какой их правовой статус, в каком порядке и на каких основаниях предоставляется служебное жилье, как проводится выселение из служебных жилых помещений согласно украинсокого законодательства. Кроме того, разберемся с аналогичными вопросами в отношении военнослужащих.

Правовой статус служебного жилья

Нормативно-правовыми актами Украины, которые определяют правовой статус служебного жилья, являются:

  • Жилищный кодекс УССР;
  • Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользование ими в УССР, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Законодательство не содержит четкого определения понятия «служебное жилое помещение». При этом, из анализа положений указанных выше нормативно-правовых актов следует, что служебное жилое помещение — это жилое помещение, находящееся в государственной, коммунальной, а в отдельных случаях и в частной собственности (но кроме жилых помещений, находящихся в частной собственности физических лиц), которое в связи с характером трудовых отношений предназначено для более близкого проживания работников.

Для того, чтобы жилое помещение получило статус служебного, соответствующий орган местного самоуправления на основании ходатайства администрации органа, учреждения, предприятия должен принять решение о включении жилья в число служебных. При этом согласно такому решению служебное жилое помещение закрепляется как служебное за соответствующим органом, учреждением, организацией, предприятием.

Предоставления служебных жилых помещений

В соответствии со статьей 119 Жилищного кодекса УССР служебные жилые помещения могут быть предоставлены только категориям лиц, которые определены в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Назначением служебного жилья является обеспечение возможности работников проживать вблизи от работы, учитывая особый характер их работы.

Служебные жилые помещения предоставляются лицам по решению администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия без учета их пребывания / непребывание на учете, льгот, а также очередности.

Лицо, которому предоставляется служебное жилье, должно постоянно проживать и быть зарегистрировано в населенном пункте, где находится такой орган, предприятие, учреждение, организация.

Служебное жилье предоставляется на всех членов семьи, проживаются вместе с ним. При этом, служебное жилое помещение может быть также предоставлено на жену и несовершеннолетних детей, проживающих отдельно, в том числе в другом населенном пункте.

Например: лицо проживает и зарегистрировано по месту нахождения предприятия вместе с матерью. Жена, ребенок 5 лет и отец зарегистрированы и проживают в другом населенном пункте. В этом случае лицо может получить служебное жилье на себя, мать (как лицо, проживающего семьей с получателем служебного жилья), а также на жену и ребенка. На отца (поскольку последний не зарегистрирован вместе с таким лицом) служебное жилье не предоставляется.

По общему правилу служебное жилье предоставляется лицам, которые не обеспечены жилыми помещениями в населенном пункте, где они работают. В то же время, когда расположение собственного жилья делает невозможным надлежащее выполнение своих трудовых (служебных) обязанностей, лицо также может быть обеспечено служебным жилым помещением.

Как и в случае предоставления жилья для постоянного проживания служебные жилые помещения предоставляются из расчета не более 13,65 кв.м жилой площади на каждого члена семьи. Следует также заметить то, что при предоставлении служебного жилья не учитывается наличие у лица, которому предоставляется служебное жилье, а также членов семьи приватизации.

Документы, представляемые для получения служебного жилья

Законодательством не установлено исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения служебного жилого помещения.

В то же время, учитывая приведенные выше положения, документами, необходимыми для получения служебного жилья, являются:

  • заявление на руководство органа, предприятия, учреждения, организации о предоставлении служебного жилого помещений. В указанной заявлении целесообразно отметить составе семьи, на который будет предоставляться жилье;
  • документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с другими членами семьи (в частности, свидетельство о браке, свидетельства о рождении и т.д.);
  • копии паспортов с отпечатками штампов о регистрации. Указанное имеет большое значение в контексте необходимости проживания членов семьи (кроме другого супруга и несовершеннолетних детей) по месту регистрации заявителя.

Порядок предоставления служебного жилья для военнослужащих

Право на обеспечение военнослужащих служебным жильем закреплено в ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Более подробно данный вопрос раскрыт в Порядке обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2006 № 1081).

Прежде всего следует отметить, что указанный Порядок предусматривает возможность предоставления служебного жилья только военнослужащим, у которых отсутствует жилье для постоянного проживания по месту прохождения службы.

Решение о предоставлении служебного жилья принимается командиром воинской части по согласованию с квартирно-эксплуатационным органом.

Служебное жилье предоставляется также без учета льгот, очередности, пребывания или непребывания военнослужащего на квартирном учете.

Перемещение военнослужащего для прохождения военной службы в другое место прохождения службы влечет необходимость освобождения служебного помещения. Также когда военнослужащий освобождается от военной службы он подлежит выселению из служебного жилого помещения, кроме случаев, когда иное не установлено законодательством Украины.

Вопрос об исключении жилья из числа служебных может быть инициирован военнослужащим только при наличии у него 20 календарных лет выслуги на военной службе, учитывая положения ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Читайте также  Можно ли продать муниципальное жилье без приватизации?

Приватизация служебных жилых помещений

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» не подлежат приватизации квартиры, признанные в установленном порядке служебными жилыми помещениями.

В связи с этим для того, чтобы жилье можно было приватизировать, первым шагом должен быть его вывод из числа служебных. В соответствии с Положением-37 основаниями для исключения квартиры из числа служебных являются:

  • отсутствие потребности в дальнейшем использовании жилья в качестве служебного;
  • исключения в установленном порядке жилья из числа служебных.

Исключение жилья из числа служебных осуществляется по ходатайству администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия.

При этом, исключение жилья из числа служебных без принятия решения о выселении семьи (необходимости освобождения) фактически следует рассматривать как предоставлениее жилья этой семье для постоянного проживания.

Таким образом, при изучении возможности принятия решения об исключении жилья из числа служебных должен быть одновременно выяснен вопрос о наличии правовых оснований для предоставления указанного жилья для постоянного проживания семье, проживающего в таком служебном жилье. В частности, в таких случаях в обязательном порядке выясняются вопросы пребывания лица, а также членов его семьи на квартирном учете, наличие в их собственности жилья, приватизации и тому подобное.

Учитывая указанное, приватизация занимаемого служебного жилья возможна только после исключения его в установленном порядке из числа служебных.

Выселение из служебных жилых помещений

Следует отметить, что нормы жилищного законодательства являются достаточно устаревшими. Кроме того, в некоторых случаях положения по обеспечению жильем для постоянного проживания и положения, касающиеся служебных жилых помещений, не в полной мере согласуются между собой. Указанное приводит к возникновению достаточно интересных и дискуссионных с правовой точки зрения ситуаций.

Прежде всего стоит обратить внимание, что по общему правилу лица, прекратившие трудовые отношения с органом, учреждением, организацией, предприятием, подлежат выселению из служебного жилого помещения вместе со всеми другими членами семьи без предоставления другого жилого помещения.

Статьей 125 Жилищного кодекса УССР установлен перечень случаев, когда лица, проживающие в служебных жилых помещениях, не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

К таким категориям лиц, в частности, относятся:

  • лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет;
  • инвалиды;
  • лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
  • одинокие лица с несовершеннолетними детьми, которые проживают вместе с ними;
  • семьи военнослужащих.

Помещение, предоставляемое в связи с выселением должно находиться в этом же населенном пункте и отвечать санитарным и техническим требованиям.

Предоставление служебного жилья и обеспечение жильем для постоянного проживания

Несогласованность отдельныз положений законодательства может приводить к возникновению следующих ситуаций:

Лица, получившие служебное жилье и находящиеся на квартирном учете, после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии других оснований, определенных ст. 125 Жилищного кодекса УССР, фактически приобретают право на получение этого жилья для постоянного проживания без соблюдения очередности, что не в полной мере согласуется со ст. 43 Жилищного кодекса УССР, которым предусмотрено предоставление жилья в порядке очередности.

Лица, получившие служебное жилье и даже не находятся на квартирном учете, не подлежат выселению из служебного жилого помещения после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии другой на основаниях, определенных ст. 125 Жилищного кодекса УССР. Указанное жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него не может быть выселено без предоставления другого помещения и в то же время оно не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных и предоставлении его для постоянного проживания.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

Как было отмечено выше, лицо может получить служебное жилье в том числе без учета обеспеченности жильем и наличии приватизации. В связи с этим, в случае наличия у лица и членов его семьи приватизации, служебное жилье не может быть в дальнейшем исключено из числа служебных и предоставлено для постоянного проживания.

Указанное обусловлено необходимостью учета при предоставлении жилья для постоянного проживания наличии другого жилья на праве частной собственности (в том числе приватизации) в соответствии со ст. 48 ЖК УРСР.

Как и в вышеупомянутом случае жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него выселено не может быть и в то же время лицо, которое в нем проживает не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных, предоставлении его для постоянного проживания .

Возможными вариантами при решении сложившейся ситуации является принятие решения о предоставлении другого жилья для постоянного проживания, соответствующий по площади установленным законодательством требованиям, и одновременно принятие мер по выселению лица из служебного жилья.

Выводы

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что:

  1. Законодательством Украины достаточно подробно урегулированы вопросы предоставления служебного жилья.
  2. Приватизация служебного жилья возможна только после исключения такого помещения из служебных и предоставление его лице для постоянного проживания, как таковой, нуждающейся в улучшении жилищных условий (находится на квартирном учете).
  3. Законодательством Украины установлены случаи, когда выселение человека из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается.

Источник: http://jurist-blog.com.ua/ru/slugbove-2.html